• присадки допущенные и сертифицированные на территории РФ:
В настоящее время присадки к топивам в России приобрели широкое распространение. Раньше их ассортимент был невелик, и они использовались исключительно нефтеперерабатывающими заводами для обеспечения требуемых показателей качества топлив.
В настоящее время в мире выпускается около 1,5 млн. т. присадок к топливам в год, не считая оксигенатов. В основном (на 95%) это присадки к автомобильным бензинам. Рост их потребления прогнозируется 10% в год.
Антидетонаторы применяются: на нефтеперерабатывающих заводах с целью обеспечения выработки топлив со стандартным уровнем детонационной стойкости, для легкой корректировки ОЧ бензинов непосредственно потребителями топлив. Их можно встретить в розничной продаже под названием октан-бустеров. Основной смысл применения октан-бустеров заключается в следующем. Часто в качестве октан-бустеров предлагаются метил-трет-бутиловый эфир. Реже - металлсодержащие присадки, например производные ферроцена. Принцип_действия: антидетонаторов заключается в предотвращении взрывного разложения продуктов предпламенного окисления топлив, происходящего до начала нормального горения топливной смеси. При ее сжатии в камере сгорания развивается высокая температура, углеводороды начинают окисляться и образуют большое количество пероксидов. Будучи химически неустойчивыми, пероксиды со взрывом разлагаются. Антидетонаторы разрушают пероксиды и препятствуют их накоплению. Механизм реакций, протекающих в присутствии антидетонаторов, полностью не выяснен, но имеющихся знаний достаточно для практических целей. Можно считать общепризнанным, что антидетонатор или продукты его разложения взаимодействуют с пероксидами и их разрушают. Например, полагают, что при использовании тетраэтилсвинца (ТЭС) в камере сгорания образуются ультрадисперсные (1,5-30 мкм) оксиды свинца, взаимодействующие с пероксидами : РbО2 + RСНr-ООН -> RСОН + Н2О + РbО + 1/2О2. Аналогичные реакции могут протекать с другими соединениями металлов. Правда, при этом не получает объяснения тот факт, что некоторые металлы (германий, хром) выступают как продетонаторы. С этих позиций трудно также объяснить высокое антидетонационное действие щелочных металлов. Ароматические амины также разрушают пероксидные радикалы. Предполагается протекание следующей реакции (на примере N-метиланилина): |
Применяя промоторы воспламенения, мы влияем на рабочий процесс дизеля и токсичность ОГ. Но влияние это неоднозначно и зависит от типа двигателя (особенно - способа смесеобразования), режима его работы и достигаемой величины ЦЧ. Чем выше ЦЧ топлива, тем бысрее оно воспламеняется и тем меньше период задержки воспламенения (ПЗВ). Должна выдерживаться некоторая оптимальная продолжительность ПЗВ. При слишком высоком значении ЦЧ она слишком мала, и на подготовку горючей смеси отводится мало времени. В результате топливо впрыскивается в уже горящую смесь, содержащую продукты сгорания, которые затрудняют доступ кислорода к новым порциям топлива. Поэтому оно не успевает сгорать полностью, и в ОГ содержится много продуктов неполного сгорания, а экономичность падает. При малом ЦЧ, напротив, продолжительность ПЗВ велика и смесь хорошо подготавливается, зато меньше времени остается на собственно горение. При этом горение происходит интенсивней и сопровождается быстрым нарастанием давления в камере сгорания, что, в свою очередь, ведет к стуку, повышенному износу двигателя, опасности поломки поршневых колец и прорыва картерных газов. ЦЧ влияет не только на экономичность двигателя, но и на его экологические характеристики. При малом ПЗВ температура в камере сгорания ниже и, следовательно, меньше эмиссия оксидов азота. Зато дымность ОГ при этом может увеличиваться. Неоднозначность влияния ЦЧ на дымность ОГ хорошо продемонстрирована на рис. 21 [49]. Таким образом, для каждого двигателя существует свое определенное оптимальное значение ЦЧ, и передозировка промотора воспламенения вредна. Присадки вводят в топлива в концентрации 0,1-1,0%. Промоторы воспламенения используются также как компоненты составов для ускоренного холодного пуска двигателей. Принцип_действия: промоторов воспламенения объясняют легким распадом их молекул (чаще всего нитратов или пероксидов) по связям О—О и О—N с невысокой (около 150 кДж/моль) энергией активации. Образующиеся свободные радикалы инициируют воспламенение топлива. Присадки этого типа действуют только на начальных стадиях процесса горения, почему и названы промоторами воспламенения. |
Кроме черного дыма на некоторых режимах работы двигателя или при таком его состоянии, когда в камеру сгорания может попадать большое количество масла (холодный пуск, износ деталей цилиндропоршневой группы), образуется так называемый сизый дым, содержащий продукты химического недожога: альдегиды, углеводороды, оксид углерода. Эмиссию сизого дыма снижают, поддерживая оптимальные характеристики рабочего процесса и заботясь об исправности топливной аппаратуры и ЦПГ двигателя. В определенной степени это достигается применением моющих и антинагарных присадок, а также хорошей приработкой прецизионных пар. Металлсодержащие антидымные присадки в таких случаях не нужны. Антидымные присадки обычно вводятся в топливо на местах применения, но в России предусмотрена возможность (и разработана нормативно-техническая документация) производства специальных марок дизельного топлива с антидымными присадками на НПЗ. Рабочие концентрации современных антидымных присадок составляют 0,05-0,2%. Рекомендуемые концентрации присадок более ранних поколений (например, ИХП-702 и ИХП-706, разработанных в 1970-е годы) были выше - до 0,5-1,0%. Принцип действия: В идеале антидымные присадки способствуют выжиганию сажи в камере сгорания до окончания сгорания основной массы топлива и начала стадии расширения рабочей смеси. О том, каков конкретный механизм антидымного действия, единого мнения нет. Существуют две группы гипотез. Согласно первой (физической), присадки оказывают антикоагулирующее или диспергирующее действие на частицы сажи, благодаря чему те интенсивнее выгорают. Вторая группа гипотез охватывает возможные варианты химического влияния присадки на горение сажи: каталитическое действие, газификация гидроксильными радикалами и т. д. Вероятно, тот или иной механизм может быть применим к присадкам определенных типов. Еще вероятнее, что на практике имеют место и тот, и другой механизмы. |
Принцип_действия: сочетает комплекс факторов, в общем случае присадка модифицирует структуру нагара, оказывает каталитическое действие на его выгорание и смывает частицы нагара и продукты его превращения. |
Рекомендуемые концентрации антисажевых присадок составляют 0,01-0,02% на номинальной нагрузке. В пересчете на металл, являющийся каталитической основой присадки, это составляет десятки млн"1. В режиме холостого хода присадки требуется на порядок больше. Принцип_действия: антисажевых присадок изучен недостаточно хорошо. В первом приближении он заключается в понижении температуры выгорания сажи до 250-300 °С, сравнимой с температурой ОГ, за счет добавок соединений меди, железа и других металлов. Металлы сгорают до оксидов, которые затем легко восстанавливаются сажей на поверхности фильтра. Но этого недостаточно. Имеются данные, которые свидетельствуют, что механизм наблюдаемого процесса сложнее. В специальных опытах было показано, что добавка самих оксидов железа к саже на температуру ее воспламенения не влияет. Это позволяет предположить, что при разложении присадки образуются особые каталитически активные формы металла, причем на это требуется определенное время. |
Следует заметить, что мировой опыт использования катализаторов горения в светлых топливах невелик. Поэтому многие вопросы, связанные с оптимальными способами применения присадок, их побочным действием и т. д., до конца не выяснены. Принцип_действия: Ускорение горения углеводородов может достигаться различными путями в зависимости от состава присадок. Полагают, что соединения щелочных и щелочноземельных металлов повышают концентрацию гидроксил-ионов в пламени. Последние, сорбируясь на поверхности горящих частиц и являясь сильными окислителями, участвуют в реакции горения. Соединения переходных металлов служат переносчиками кислорода с первых стадий горения, характеризующихся его избытком, на последние, где окислителя не хватает. |
Антиоксиданты ингибируют только радикально-цепные реакции: окисление углеводородов и отчасти полимеризацию непредельных соединений. Однако в топливах, содержащих активные соединения разной природы (диеновые и полициклические ароматические углеводороды, азотсодержащие гете-роциклы и т. д.), возможны и другие реакции уплотнения, приводящие к образованию осадка и смол. Это особенно характерно для среднедистиллятных фракций, полученных в процессах деструктивной переработки нефти. Введение ан-тиоксидантов в такие топлива не дает ожидаемого эффекта. Поэтому антиоксиданты используются в основном для стабилизации бензинов и реактивных топлив. Антиоксиданты вводят в топливо на НПЗ в такой концентрации, чтобы обеспечить требования стандартов по окислительной стабильности. Для этого вполне достаточно 0,03-0,05% присадки на нестабильный компонент. Согласно ГОСТ 2084-77, индукционный период (см. с. 213) на месте производства бензинов А-76, АИ-93 и АИ-95 должен быть не меньше 900 мин. При этом антиоксиданты было предписано вводить в бензины, содержащие вторичные продукты, в количестве, достаточном для обеспечения требуемого значения индукционного периода, но не менее 0,03% на нестабильный компонент. Новый российский ГОСТ Р51105-97 предъявляет менее жесткие требования: индукционный период неэтилированных бензинов АИ-80, АИ-91, АИ-95 и АИ-98 должен составлять не менее 380 мин при гарантийном сроке хранения до одного года. Если же бензин закладывается на хранение на срок до пяти лет, его индукционный период должен составлять не менее 1200 мин. Антиоксиданты делят на сильные и слабые. Последние сравнительно быстро расходуются, а для удовлетворительного ингибирования их требуется больше, чем сильных антиокси-дантов*. При использовании слабых антиоксидантов, например ДСА, для обеспечения должного уровня окислительной стабильности бензинов при длительном хранении был предложен метод "повторного ингибирования". Он заключается в добавлении новой порции антиоксиданта к бензину в процессе хранения. При этом добавлять свежий антиоксидант следует до того момента, когда еще не полностью сработан старый. В этом случае окислительные процессы не успевают развиться, и антиоксидант обеспечивает желаемый эффект. Антиоксиданты вводятся не только в топлива, но и в некоторые присадки к топливам: АДА, ФеРоЗ, Агидол-12. Принцип_действия: антиоксидантов основан на обрывании цепей окисления углеводородов путем взаимодействия с радикалами, участвующими в цепной реакции. Механизм протекающих при этом процессов подробно рассмотрен в отечественной и зарубежной литературе. |
Принцип_действия: деактиваторов металлов заключается в образовании с ними прочных комплексов, в которых каталитическое действие металлов (в основном меди и железа) на реакции окисления углеводородов сведено к минимуму. Эти комплексы обычно представляют собой хелаты, получаемые при взаимодействии металла с Шиффовыми основаниями - биссали-цилиденалкилендиаминами, составляющими основу присадки |
Применение стабилизаторов - своего рода паллиатив технологическим методам стабилизации топлив, важнейшим из которых является гидроочистка. Очень эффективным является сочетание гидроочистки и стабилизаторов. Рабочие концентрации стабилизаторов составляют 0,01-0,05% и зависят от концентрации нестабильных компонентов в топливах. Принцип_действия: В общем случае процессы образования смол и осадка в топливах не сводятся только к реакциям радикально-цепного окисления углеводородов. Возможны полимеризация олефинов с активной двойной связью, окислительная поликонденсация полициклических ароматических соединений и азотсодержащих гетероциклов, окисление серосодержащих соединений до сульфокислот. В общем случае в состав стабилизатора входят четыре основных компонента: 1. антиоксидант, ингибирующий радикально-цепные реакции окисления и полимеризации углеводородов; 2. деактиватор металлов, снижающий каталитическое действие металлов (прежде всего железа и меди) на окисление углеводородов; 3. нейтрализующий агент (органические основания: третичные алифатические амины, производные гидразина и т. д.), образующий с кислотными продуктами окисления прочные комплексы и соли и тем самым замедляющий их каталитическое влияние на процессы уплотнения; 4. диспергирующий агент, замедляющий коагуляцию высокомолекулярных продуктов уплотнения и нативных смолисто--асфальтеновых веществ. |
Для интенсивного развития микроорганизмов требуется теплый и влажный климат, которым Россия не отличается. Тем не менее систематические исследования в этом направлении проводились в ГАНГ им. И.М.Губкина (Т.П.Вишнякова, И.Д.Власова и др.). Присадка Фогуцид допущена к применению в дизельных топливах. Принцип_действия: биоцидов заключается в уничтожении микроорганизмов - бактерий и грибов, развивающихся в топливах. Фактически это клеточные яды. Возможно применение присадок, просто замедляющих рост микроорганизмов. Их называют биостатиками. |
Назначение: - предотвратить образование отложений на поверхности деталей карбюратора. Отложения формируются смолистыми соединениями, непосредственно содержащимися в бензинах, а также продуктами превращений нестабильных компонентов топлива. Принцип_действия: очистителей карбюратора, как и вообще моющих присадок, похож на принцип действия любого моющего средства. Основными активными компонентами моющих присадок являются ПАВ. Их молекулы можно упрощенно представить состоящими из двух частей: олеофильной, характеризующейся сродством к неполярным и слабополярным углеводородам, и гидрофильной, характеризующейся сродством к воде и некоторым полярным соединениям.Важным является поведение молекул ПАВ на границе раздела фаз и в объеме фазы, называемой в данном случае дисперсионной средой. На загрязненной поверхности молекулы сорбируются гидрофильной частью, "выставляя" в топливо олеофильные "хвосты". Конкурируя с загрязнениями, они могут вытеснять их с поверхности. Молекулы ПАВ способны сорбироваться и на частицах загрязнений, дробя их при этом на более мелкие части (диспергируя). В объеме, не встречая поверхности, молекулы ПАВ как бы сорбируются сами на себя и образуют ассоциаты, называемые мицеллами. Мицеллы имеют шарообразную или более сложную форму и состоят из ядра и внешней части. Если дисперсионная среда - топливо, то внешней частью являются олеофильные "хвосты", а внутренней - гидрофильные "головы". Благодаря этому мицелла может поглощать внутрь себя полярные продукты. Таким образом она переводит в объем топлива то, что само по себе в топливе не растворяется. Этот процесс называется солюбилизацией. Очистители впускных клапанов* Назначение - обеспечить чистоту впускных клапанов двигателей с непосредственным впрыском бензина**. Небходимость в присадках данного типа возникла в середине 1980-х годов в США, а затем и в других странах, где было начато массовое производство современных двигателей с непосредственным впрыском, в которых предусматривалась рециркуляция отработавших газов. Этот прием позволяет снизить выбросы продуктов неполного сгорания топлив в атмосферу, но ставит работу впускной системы в очень жесткие условия. На впускных клапанах развиваются высокие температуры, при которых разлагаются нестабильные компоненты топлив, масел, подтекающих по направляющим клапанов, а также присадок к маслам и топливам. термостабильность которых оказывается недостаточной. В частности, моющие присадки, вводившиеся в бензин для очистки карбюратора, также разлагаются и сами являются причиной повышенного образования отложений. Принцип_действия: присадок этого типа такой же, как и очистителей карбюратора. Однако от присадки требуется более высокая термическая стабильность, позволяющая сохранить моющие свойства в жестких условиях работы системы впрыска в двигателях с рециркуляцией О Г. * Термин "очистители впускных клапанов" не слишком строг, так как эти присадки столь же эффективно отмывают и карбюратор. **Речь идет о двигателях с распределенным впрыском бензина на клапана. Другие системы впрыска (во впускной трубопровод и непосредственно в цилиндры) на практике используются мало. |
Принцип_действия: Содержащиеся в топливе n-парафины при понижении температуры легко кристаллизуются. Начало кристаллизации проявляется в помутнении топлива. Затем кристаллы растут и при определенных размерах и концентрации образуют пространственную структуру. В результате этого процесса топливо теряет подвижность и плохо прокачивается через трубопроводы и фильтры. Депрессорные присадки сорбируются на поверхности зарождающихся кристаллов и препятствуют их росту и ассоциации. Механизм действия депрессоров окончательно не изучен. Наиболее распространены два мнения. Одно предполагает сокристаллизацию парафина и депрессора; согласно другому, при адсорбции депрессора кристаллы приобретают звездообразную форму и не могут слиться в крупные образования. Важно, что в обоих случаях предполагается взаимодействие молекулы депрессора (или ее части) с растущим кристаллом. Поэтому пока кристаллы не начали образовываться, действие депрессоров не может проявиться. Это и объясняет отсутствие их влияния на температуру помутнения топлива. Размер кристаллов парафинов в присутствии депрессоров составляет десятки мкм. Добавка диспергатора парафинов к депрессору позволяет снизить на порядок размер кристаллов. Исследования показали, что в присутствии 0,05% депрессора Кегоfluх-5486 размер кристаллов парафинов, образовавшихся в топливе ДЗп-15/25, составляет 50 мкм, а в присутствии композиции 0,025% Кегоfluх-5486 и диспергатора Кеrofluх-3217 - 5 мкм. Поэтому весьма перспективным является использование депрессоров в композиции с диспергаторами парафинов. |
Надо отметить, что диспергаторы парафинов - сравнительно новый тип присадок, поэтому достоинства и недостатки их композиций с депрессорами за рубежом, и тем более в России, изучены недостаточно хорошо. Ряд исследований показал, что при правильном подборе депрессора и диспергатора, а также их соотношения в композиции стабильность топлив при длительном хранении может быть существенно увеличена. Однако при отклонении от оптимальных соотношений вместо желаемого эффекта можно наблюдать антагонизм. Принцип_действия: При первых разработках диспергаторов парафинов использовалась идея создания на поверхности зародившихся кристаллов электрического заряда, благодаря которому они будут отталкиваться друг от друга, не вырастая в крупные образования. С этой целью молекулы присадок в большом количестве включали в себя соответствующие функциональные группы, например аминные. Более подробных сведений о механизме действия диспергаторов парафинов пока нет, так как он недостаточно изучен. Кроме того, состав многих диспергаторов парафинов держится в секрете, что не помогает научным исследованиям. *Это расслоение ускоряется, если дизельное топливо содержит добавку бензина, который иногда вводят в топливо с целью улучшения его низкотемпературных свойств по старой рекомендации Госагропрома |
Эффективные концентрации присадок в топливе составляют 0,1-0,3% (об.). Принцип_действия: По мнению Б.А. Энглина, молекулы противоводокристаллизующих добавок взаимодействуют с молекулами воды за счет образования водородных связей. Образующиеся ассоциаты содержат минимум четыре молекулы воды Они находятся в топливе в растворенном виде либо, если концентрация воды слишком велика, выделяются в отдельную фазу в виде низкозамерзающего раствора. Момент выделения отдельной фазы зависит от растворимости воды в топливе (она составляет от тысячных до сотых долей процента), но больше - от коэффициента распределения противоводокристаллизующей присадки между водой и топливом. Таким образом, эффективность присадок зависит от их способности образовывать ассоциаты с водой, коэффициента распределения между водой и топливом (К), а также от температуры кристаллизации (Тк) водных растворов. |
В отличие от ПВКЖ антиобледенительные присадки не обеспечивают удаления уже образовавшихся частичек льда из объема топлива, но должны препятствовать их агрегации. Принцип_действия: основан на поверхностной активности соединений, входящих в состав присадок на границе топливо-вода и топливо-металл, а также на их солюбилизирующей способности по отношению к воде. В объеме топлива поверхностно-активные вещества присадок сорбируются на поверхности микрокапель воды или зародышей кристаллов льда и обволакивают их, создавая мицеллу, в ядре которой находится вода, а внешняя оболочка состоит из олеофильных частей молекул ПАВ. Этот процесс называется солюбилизацией. Он препятствует образованию крупных капель воды или кристаллов льда, которые в объеме топлива удержать невозможно. На поверхности металла присадки образуют прочный защитный слой, препятствующий сорбции воды и льда. Впрочем, этот механизм некоторыми исследователями ставится под сомнение |
При производстве двигателей Приработочные присадки используются редко. Заводские технологии позволяют достичь высокой степени обработки деталей. Кроме того, обкатка двигателей часто совмещается с приемосдаточными испытаниями, которые, согласно стандарту, должны проводиться на штатном топливе, т.е. не содержащем присадок. Наибольший интерес представляет применение приработочных присадок при капитальном ремонте двигателей. Благодаря приработке уменьшаются зазоры между трущимися деталями цилиндропоршневой группы, прецизионными парами топливных насосов и другого оборудования. В результате сокращаются до минимума подтекание масла и топлива и прорыв кратерных газов. Приработанный двигатель тратит топлива на несколько процентов меньше, чем неприработанный. Следует учитывать, что Приработочные присадки к топливу пригодны для обкатки лишь тех деталей, которые контактируют с топливом: плунжерные пары топливных насосов, первое поршневое кольцо, гильза цилиндра. Поверхности других деталей прирабатываются с помощью обкаточных масел. Рабочие концентрации приработанных присадок достаточно велики и составляют 0,5-2,5%. Принцип_действия: присадок зависит от прирабатываемой пары. Приработка деталей цилиндропоршневой группы осуществляется за счет абразивного истирания выступающих неровностей на контактирующих поверхностях с переносом снятого материала во впадины. Абразивом выступают продукты сгорания присадки. За счет выравнивания поверхностей зазор между трущимися деталями уменьшается. В результате поршневое кольцо плотнее прилегает к гильзе цилиндра, что обеспечивает более высокую компрессию. Что касается прецизионных пар топливного насоса, то в этом случае, вероятно, имеют место механохимические превращения компонентов присадки на ювенильной (свежеобразованной при истирании) поверхности с высоким уровнем свободной энергии, приводящие к образованию продуктов, содержащих металл и фрагменты присадки. Перераспределение этих продуктов по всей площади трения фактически приводит к перераспределению металла, собственно и означающему приработку. |
1. Износ седел клапанов в двигателях, работающих на неэтилированном бензине. Однако в новых двигателях проблема износа не стоит, поэтому противоизносные присадки для них не требуются. Это направление можно считать неперспективным. 2. Износ деталей топливной аппаратуры малосернистых дизельных топлив. Это стало актуальным в связи с резким снижением концентрации серы. Многие сернистые соединения, содержащиеся в топливах, преимущественно сульфиды и бензтиофены, характеризуются довольно высокими противоизносными свойствами. Считается, что при снижении концентрации серы в дизельном топливе до 0,05% и менее требуется применение противоизносных присадок. Рабочие концентрации противоизносных присадок невелики и составляют 0,001-0,01%. Принцип_действия: противоизносных присадок заключается в образовании прочной пленки на защищаемой поверхности. Пленка состоит из продуктов механохимических превращений присадки на поверхности металла. Способ ее формирования зависит от режима трения. При жидкостном режиме вполне достаточно эффективной адсорбции (физическая адсорбция, хемосорбция) присадки, улучшающей смазывающие свойства топлива. В режиме граничного трения слой смазывающей жидкости между трущимися парами постоянно нарушается, и возникает угроза схватывания трущихся поверхностей. При микросхватываниях обнажается так называемая ювенильная поверхность, обладающая высокой свободной энергией и соответственно -- каталитической активностью. На этой поверхности смазывающий материал претерпевает существенные химические изменения, и образуется слой принципиально нового вещества, состоящего из продуктов превращения топлива, присадки и металла трущейся пары, обладающий высокой механической стойкостью, а при истирании постоянно возобновляющийся. В этом случае наиболее эффективны присадки, содержащие активные полярные группы. |
Принцип_действия: С химической точки зрения, модификаторы трения представляют собой органические или неорганические соединения, которые высаживаются из масла или топлива на поверхности трущихся деталей и образуют на них пленку с очень низким коэффициентом трения, устойчивую к действию высоких температур, нагрузок и агрессивных сред, в частности воды и смазочного масла. |
В прямогонных топливах присутствует достаточное количество гетероатомных соединений, обеспечивающих защитное действие. Считается, что при соблюдении правил подготовки техники к хранению защитные присадки не особенно нужны. Однако топлива, прошедшие глубокую гидроочистку, приходится улучшать специальными присадками. В промышленно развитых странах защитные присадки вводят в основном в топлива, транспортируемые по трубопроводам в результате достигается увеличение пропускной способности, уменьшение их коррозионного износа и уменьшение загрязнения топлив продуктами коррозии. Принцип_действия: Коррозия происходит химическим и электрохимическим путем. В первом случае процесс протекает при непосредственном воздействии на металлы химически активных соединений, изначально содержащихся в топливах или образующихся при их окислении. Это агрессивные соединения серы (меркаптаны, сероводород, элементарная сера) и органические кислоты. Этот вид коррозии и соответствующие присадки мы не рассматриваем*. В автомобильных топливах присадки этого типа не используются. Просто топлива не должны содержать коррозионно-агрессивных компонентов. Электрохимическая коррозия протекает на границе раздела фаз под действием сконденсировавшейся воды. Присадки представляют собой ПАВ, по принципу действия разделяющиеся на две группы. Первая (нитрованные масла, алкилсульфонаты двухвалентных металлов) образует на защищаемой поверхности прочный хемосорбционный слой, препятствующий воздействию окислителя. Вторая (эфиры и соли органических кислот и пр.) снижает поверхностное натяжение на границе топливо-вода и улучшает смачиваемость металлов топливом, за счет чего вода вытесняется с поверхности металла. Товарные защитные присадки часто представляют собой композиции ПАВ обоих типов, подобранные таким образом, чтобы в них проявлялись синергетические эффекты. 'Температуры деталей камеры сгорания и выхлопной системы работающих ДВС гораздо выше точки росы. Поэтому серная и сернистая кислоты не конденсируются на их поверхностях. Некоторая опасность возникает при низкотемпературных режимах (запуск, холостой ход), но эти режимы кратковременны и ими пренебрегают. |
Принцип_действия: присадок заключается в увеличении объемной электрической проводимости топлив. Это препятствует накоплению электростатических зарядов и возникновению искры. Проводимость может обеспечиваться электронами, протонами или ионами, возникающими при электрической диссоциации молекул антистатика. По ряду признаков полагают, что при введении антистатических присадок в топлива осуществляется ионный механизм проводимости. Это, в частности, означает, что с увеличением вязкости нефтепродукта эффективность антистатических присадок снижается. *Несмотря на то что злектризуемость малосернистых бензинов и дизельных топлив сравнительно высока, эта проблема все же не стоит так остро, как в реактивных топливах. Дело в том, что пожароопасная ситуация возникает не просто при проскакивании искры. Необходимо, чтобы концентрация паров топлива находилась в концентрационных пределах воспламенения (КПВ). Нижний и верхний пределы КПВ топлив в общем случае составляют 0,5-8,0% (об.). У легко испаряющихся бензинов концентрация их паров над топливом, как правило, больше 8%, и опасная ситуация может возникнуть главным образом зимой. В случае дизельных топлив, напротив, концентрация паров обычно ниже нижнего предела КПВ, который достигается только при высоких температурах окружающей среды. |
Принцип_действия: Противотурбулентные присадки представляют собой линейные полимеры с высокой молекулярной массой - сотни тысяч и миллионы а.е.м. Длинные нитевидные молекулы располагаются вдоль движения жидкости и сглаживают пульсации давления. В общем случае, чем выше молекулярная масса полимера, тем эффективнее присадка. Эффективные концентрации присадок строго ограничены в пределах 0,001-0,01%. Это объясняется влиянием концентрации на состояние молекул полимера в растворе. При слишком малых концентрациях молекулы находятся в растворе в виде изолированных глобул; при слишком больших - наблюдаются межмолекулярные взаимодействия, мешающие работе присадки. *Характеристикой потока жидкости в трубопроводе служит критерий Рейнольдса Re, который рассчитывается по формуле, учитывающей плотность жидкости Л, ее вязкость V, скорость движения потока К и диаметр трубопровода Чем больше значение Rе, тем режим течения ближе к турбулентному. Переход от ламинарного течения к турбулентному происходит при Rе, близком к 2500. |
Рабочие концентрации маркирующих присадок малы и составляют 0.001%. В таких концентрациях присадки практически не влияют на факультативные свойства топлив. Недостатки_и_ограничения: Маркирующие присадки вводятся в топливо в столь малой концентрации, что не могут отрицательно повлиять на его эксплуатационные характеристики. Тем не менее следует иметь в виду, что они могут проявлять себя как фотохимические сенсибилизаторы окисления углеводородов. Поэтому желательно проверять окислительную стабильность содержащих их топлив. |
классификатор | присадка | описание |
Антидетонационная присадка |
N-метиланилин | Ароматический амин. |
МТБЭ | Простой эфир.Кислородсодержащая добавка к автобеизинам (8% в бензине А-76 и 11% в бензине АИ-93 | |
Экстралин | Ароматический амин. | |
АДА | Ароматический амин. | |
Hitec-3000 | Марганецсодержащая присадка. Запрещена к использованию на территории РФ с 2002 по нормама содержания марганца | |
АвтоВЭМ | Марганецсодержащая присадка. Присадка, содержащая такие основные компоненты как Монометиланилин и Hitec-3000 | |
БВД | ||
Ксилидин | ||
ФеррАДА | Железосодержащая присадка. | |
Октан-максимум | ||
Фэтерол-А,Б | Кислородсодержащая добавка к. автобензинам (бензин А-76 производства 000 ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка) | |
Втор-бутиловый спирт | Кислородсодержащая добавка к автобенэинам (допущен к применению совместно с МТБЭ) | |
ВОКЭ | Кислородсодержащая добавка автобензинам | |
ДАФ-1 | Железосодержащая присадка. | |
Фэтерол-Д | ||
ФерОЗ | Железосодержащая присадка. | |
ФК-4 | Железосодержащая присадка. | |
МАФ | ||
Самин |
||
ДАКС | Ароматический амин. | |
АПК | Железосодержащая присадка. | |
Антиоксиданты для бензинов |
Агидол-1 | Экранированный фенол. |
Агидол-12 | Экранированный фенол. | |
ФЧ-16 | Смесь фенолов - продуктов переработки угля. | |
ДСА | Смесь фенолов - продуктов переработки древесины. | |
ПОДФА | Аминофенол. | |
Моющие присадки для бензинов |
Афен | Очиститель карбюратора. |
Автомаг | Очиститель карбюратора. | |
Неолин-1 | Очиститель карбюратора. | |
Lubrizol-8285 | Очиститель впускных клапанов. | |
Кеrоpur-3222 | Очиститель впускных клапанов. | |
Нitec-4449 | Моющая присадка к автобензину | |
Аспект-очиститель клапанов | Моющая присадка к автобензину (препарат, предназначенный для розничной продажи) | |
Антиобледенительная присадка для бензинов | КОБС | Антиобледенительная добавка (до 1. 5%) к автобензинам |
Депрессорные присадки для дизельных топлив |
ВЭС-238 | Сополимеры этилена и винилацетата. |
Полипрен | Сополимеры этилена и винилацетата. | |
ЭДЕП-Т | Полиалкилакрилаты. | |
Сандал-1Б | Сополимеры этилена и винилацетата. | |
ПДП | Полиалкилакрилаты. | |
Аспект-Д | Депрессор для дизельных топлив (препарат, предназначенный для розничной продажи) | |
Кеrоflux-5486 | Сополимеры этилена и винилацетата. | |
ЕСА-5920 | Сополимеры этилена и винилацетата. | |
Dodiflow-4134 | Сополимеры этилена и винилацетата. | |
Композиция Dodiflow-4273 и Dodifax-4500 | Композиция депрессора и диспергатора парафинов для дизельных топлив | |
Раrаflow-430 | Депрессор для дизельных топлив | |
АзНИИ | ||
Антидымные присадки |
ИХП-706 | Композиции соединений бария. |
ЭФАП-Б | Композиции соединений бария. | |
ЭКО-1 | Композиции соединений бария. | |
АНГАРАД | Композиции соединений бария. | |
Lubrizol-8288 | Композиции соединений бария. | |
Антистатические присадки |
АСП-1 | Хромовые комплексы карбоновых кислот. |
АСП-2 | Хромовые комплексы карбоновых кислот. | |
Сигбол | Хромовые комплексы карбоновых кислот. | |
Противотурбулентные присадки |
NECADD-547 | Высокомолекулярные линейные полиолефины. |
Промоторы воспламенения |
ИПН | Алкилнитрат. |
ЦГН | Алкилнитрат. | |
МПК | Алкилнитрат. | |
Биоциды | Фогуцид | Амидазолины, соединения никеля и других металлов. |
АИД-9-6 | Амидазолины, соединения никеля и других металлов. | |
Антинагарные присадки |
Антикокс | Композиции катализаторов горения с модификаторами нагара |
Противо-водокристаллизующие присадки |
Жидкость И | Целлозольвы. |